Настройка руля G25/G27 в симуляторе Assetto Corsa
Настройка драйвера руля.
Overal Effect Strength
Основной параметр силы FFB.
Обычно, значение этого параметра рекомендуется ставить на 101.
Это связано с особенностью не то драйверов, не то самих рулей Logitech G25
При значении 101 руль центрируется чуть более плотно, чем при 100. А до 110 уже нет смысла увеличивать, так как еще лучше не становится.
Однако в AC этот момент выражен менее заметно, чем к примеру в rFactor. Разница между 100 и 101 не так очевидна, а увеличение параметра дальше, увеличивает «плотность» центра. Разница между 101 и 105 вполне заметна.
Однако, увеличение параметра выше 107, приводит к появлению паразитной вибрации и дребезга на стоящей машине, и усилению этих неприятных эффектов во время движения.
Дребезг становится тем сильнее, чем выше параметр Grain в игре.
При значении 101, центрирование руля имеет мягкие ограничения с амплитудой в несколько градусов – мы как бы получаем легкую зону в центре, зажатую между мягкими упорами FFB. При значении 107, эта легкая зона сокращается, и упоры FFB становятся более жесткими. Не до удара, но уже и не мягко.
Установление значений, ниже 100, приводит к размыванию центрирования как такового, и образованию пустоты в обратной связи, в околонейтральном положении руля.
Таким образом, диапазон значения Overal Effect Strength находится между 101 и 105-107, где 107 – это пограничное значение, резко ограничивающее величину параметра Grain в игре, появлением паразитного дребезга даже на стоячей машине.
Spring Effect Strength
Включение параметра, никак не отражается на обратной связи в игре.
Можно поставить хоть 0, хоть 150.
Damper Effect Strength
Параметр используется игровым FFB и может быть настроен в меню игры, значением
Damping. Оптимально выставить 100, и уже в игре, при необходимости осуществлять настройку.
Enable Centering Spring in Force Feedback Games
Этот эффект не привязан к игровому FFB, и нужен лишь для того, что бы обеспечить пружину, возврат руля в нейтраль, словно это допотопный руль с загрузкой на резинках.
Само собой он не используется никем в современных играх и симуляторах. Однако, иногда, его малые значения бывают полезны, для создания более плотного центра руля.
Его небольшие значения (10-17), еще не создают реальной пружины, не возвращают принудительно руль в центр, но уже дают легкое сопротивление, при отклонениях руля, что в некоторых играх, где в центре руль просто абсолютно пустой, создать иллюзию цельности обратной связи.
В AC, в силу того, что FFB практически всегда прилагает како то воздействие на руль, это имеет мало смысла. Однако, для любителей максимально «плотного» центра, можно добавить ему еще чуток «плотности».
Так значение 10 – это то значение, при котором эффект начинает возвращать руль в нейтраль (при Overal Effect Strength – 101) в принципе, при полностью отключенных прочих эффектах FFB, включая основной. При значении 9, на машине в таких условиях (FFB нет), руль не возвращается в нейтраль – видимо сопротивляется собственный вес вала и баранки. При включенном FFB в игре, значение 17 для Enable Centering Spring in Force Feedback Games – является максимальным, при котором руль не возвращается в нейтраль (в этом случае сопротивляется уже FFB). Увеличение параметра еще выше, начинает вмешиваться в управление, и на стоячей машине, руль сам возвращается в центральное положение.
Включение значений 10-17, немного добавляет «плотности» центру руля, с минимальными потерями для информативности FFB.
Нажмите, для открытия спойлера
Нажмите, для закрытия спойлера
Игровые настройки
Grain
Общий, несущий основную нагрузку эффект FFB.
При полном отключении этого параметра, FFB полностью отключается.
Реагирует на скорость, заносы сносы (дает инфо рукам), поверхность трека, на кербы и газоны. Сам по себе иногда побрякивает, постукивает, даже при небольших значениях...
На стоячей машине, практически не создает момента от шин – руль крутится легко, словно бы никакого FFB и нет.
На торможении, дает дребезг якобы от скольжения… очень неприятный, паразитный эффект, который нельзя отключить.
Во время движения, создает раскачку руля влево вправо, с амплитудой, регулируемой параметром Filter.
Видимо этот эффект призван создать иллюзию раскачки автомобиля на волнах, и избавить руль, от пропадания обратной связи на прямых, когда моторы не прилагают к нему никакого момента.
Значение 100, установленное по умолчанию, является явно избыточным!
При таком значении «режутся» многие моменты, необходимые информационно.
Загрузка становится похожей на пружину.
По ощущениям, 60 – является оптимальным параметром, при котором чувствуются все эффекты.
Filter
По идее, это некий программный фильтр, призванный сглаживать резкие удары и вибрации руля.
Но на деле он просто увеличивает амплитуду раскачки руля при движении.
От легких толчков туда сюда, при минимальном или нулевом его значении, до вполне конкретной раскачки автомобиля. При больших значениях, руль мягко перекладывает влево вправо, и если отпустить его двигаясь по прямой, то автомобиль будет сам поворачивать то влево, то вправо.
Завязан только на основной параметр Grain на эффекты Kerb Effect и Road Effect и Slip Effect не оказывает влияния.
Damping
Вязкость. Демпфирует руль. Создает ощущение веса автомобиля.
Руль становится тяжелее поворачивать, причем в обе стороны.
Что негативно сказывается на времени перекладки руля, во время контрруления.
Не зависит от других эффектов. Но оказывает влияние на все другие эффекты тем сильнее, чем больше его величина – они их поглощает.
Работает только при включенном параметре Damping Effect Strength в профайле.
Значения Damping Effect Strength в профайле, и Damping в игре усиливают друг друга.
Это значит, что максимальная сила эффекта может быть достигнута при максимальном значении 150 в профайле, и максимальном значении 99 в игре. Но такие значения избыточны, по этому имеет смысл в профайле ставить 100, а в игре уже настраивать под свои ощущения.
При больших значениях дампинга, и малых значениях Grain, вяжущий эффект параметра столь высок, что руль вообще не будет стремится в нейтральное положение – повернул его, отпустил, и он в таком положении и останется, даже при едущей машине.
То есть, никакой информационной, полезной нагрузки этот эффект не несет. А потому, может быть отключен хоть в профайле, хоть в игре, если только нет желания настроить приятную тяжесть руля.
Как настраивать:
Сначала настроить все другие эффекты для комфортного управления. Затем добавлять значение Damping в игре, малыми порциями, что называется по вкусу. При этом имея в виду, что появляющаяся тяжесть, делает руль более приятным, добавляет машине вес, но крадет информацию, обрезая, глотая другие эффекты. Его добавление – это компромисс.
Kerb Effect
Сам по себе эффект не работает. Только совместно с включенным Grain.
Эффект включается на кербах, газонахобочинах, брусчатке, водостоках и т.п. Все покрытия вне дорожного полотна и сопряженные с ним. При этом реагирует он на тип поверхности, а не на ее форму.
При больших значениях параметра, дает сильный стук, по этому следует применять только небольшие значения.
При значениях в районе 25-30, на газонах, обочинах, гравийных ловушках, он почти не заметен, дает лишь легкую вибрацию. На брусчатке и тому подобных покрытиях плотную, хорошо заметную вибрацию. Без стука. На кербах, получаются вполне терпимые толчки, в зависимости от скорости, переходящие то в вибрацию, то в отдельные колебания.
Отказываться от эффекта не стоит, так как без него, не чувствуется разница покрытий, и часть кербов просто сливается с трассой. Наличие же хотя бы минимальных значений параметра Kerb Effect, дает информацию о том, когда колеса машины попали на поверхность, отличную от дорожного покрытия, и когда они покинули ее.
При этом, обязательно следует иметь в виду следующий момент:
Kerb Effect отрабатывает только тип поверхности, и при небольших значениях не создает никаких неприятных стуков, дребезга и вибраций.
Основной же параметр обратной связи – Grain, сам создает реакцию руля на тех кербах, которые сделаны объемными (3Д сетка, а не просто текстура на плоском полигоне).
Реакция основного эффекта - Grain, на некоторых кербах, при полностью отключенном Kerb Effect, дает стук, треск и прочие неприятности.
Так вот, включение Kerb Effect, даже немного сглаживает эти стуки, за счет того, что разной плотности реакция от Kerb Effect и Grain суммируется, некоторые стуки «проглатываются».
То есть, при небольших значениях Kerb Effect, это есть эффект, абсолютно полезный, как информационно, так и тактильно.
Стуки и удары на объемных кербах, дает не он, а основной FFB, и выключение Kerb Effect, от этого не избавляет.
Road Effect
Сам по себе эффект не работает. Только совместно с Grain, как усилитель, выделитель данного эффекта на фоне остальных.
Добавляет вибрацию и толчки от покрытия во время движения. А вместе с сними стуки, дребезг и прочие неприятные эффекты. Реагирует не только на дорожное полотно, но и на газоны. Особенно на газоны. При максимальных значениях, стучит и вибрирует так, что все находящееся на столе, тоже начинает звенеть…
Терпеть можно где то до 35-45, и то легкий стук в отдельных местах присутствует, а наличие положительного эффекта не очевидно, и не однозначно.
При совсем маленьких значениях, стука нет, но и эффект почти не заметен. Что-то там, в нейтральном положении руля «зудит» около вала..
Это больше похоже, на какие то проблемы в руле, чем на толчки от дороги…
Slip Effect
Дает стук и вибрацию при пробуксовке колес.
По логике, он должен отвечать за скольжение резины в целом – снос, занос, блокировка, пробуксовка. Но его включениеотключение, влияет по моим наблюдениям, только на пробуксовку. Эффекты вибрации на торможении, в заносе, при блокировке, работают и без него. И к сожалению, отключить их никак нельзя.
Эффект мог бы быть полезным, если бы был проработан. Но это грубая вибрация, граничащая со стуком, которая ощущается, как не привязанная к реальному скольжению шины. Она хоть (кажется) и усиливается - уменьшается, в зависимости от скорости скольжения, но не меняет амплитуды, и имеет неприятный, неинформативный характер.
По этому, на мой взгляд, ее следует выключать, или использовать только самые малые значения, в районе 3-9. Чисто что бы обозначить эффект, максимально ненавязчиво.
Настройки осей.
Параметры, описанные ниже, требуются для настройки рулей с малым радиусом поворота, и не имеют отношения к обратной связи.
В случае с G2527 их не имеет никакого смысла трогать. Тем не менее в общих чертах пройдусь по ним.
Gamma
Изменяет линейность оси руля.
Чем выше значение, тем менее эффективен руль в околонейтральной зоне, и тем острее руль в крайних положениях.
Filter
Что делает это параметр, я не понял.
Плоть до 0,99 никакой разницы не заметил, а при 1 руль вообще не работает.
Возможно, понять его работу можно только при активном управлении, рулем с малым радиусом поворота. Но за неимением такового я не оценил возможности…
Speed Sensetivity
Чувствительность оси руля от скорости движения.
Чем выше значение параметра, тем на больший угол нужно крутить руль, тем меньше скорость, на которой появляется эта зависимость. Так, на максимальных значениях, руль нужно крутить с перехватами, сразу после страгивания, а на минимальных, расходы руля плавно увеличиваются с ростом скорости.
Brake Gamma
Настройка нелинейности педали тормоза. По умолчанию стоит 2.40, что делает ось нелинейной. При таком значении, вначале хода педали, чувствительность низкая, а в конце, наоборот высокая. Но не ярко выражено.
Вообще, это дело вкуса, и особенностей педалей. Но по возможности не стоит привыкать к различного рода непропорциональному дозированию. На G25 педали довольно точные, по этому я предпочитаю линейный ход – ставлю 1, что позволяет дозировать пропорции хода виртуальной педали тормоза равномерно.
Примеры настроек.
В примерах, приводится два варианта основной силы обратной связи - Grain – 60-70 (в зависимости от автомобиля).
Это означает следующее:
В AC, обратная связь автомобилей отличается. У одних руль сам по себе более тугой, у других менее. Соответственно, подбирать параметр нужно исходя их этого. Для примера Ferrari 312T отлично чувствуется с параметром 60, а 70 для нее уже многовато - эффекты режутся. А некоторые автомобили наоборот - легкие. Имейте это в виду. Универсального варианта не получится. По моим наблюдениям, два параметра 60 и 70 - позволяют компенсировать эту разницу.
Тесты я проводил на большинстве автомобилей, на трассах Nurburgring, Spa, Imola, как на предмет общего фитбека, так и на реакцию кербов, обочин и т.п.
Первые два примера проявили себя хорошо везде. Третий вариант (тяжелый), некоторым автомобилям подходит, другим нет, и с высоким демпфером, к сожалению, только изменением общей силы не удается сделать хороший баланс обратной связи.
По этому, если вам нравится тяжелый руль, и этот сет, на некоторых автомобилях надо настраивать индивидуально каждый параметр.
Софт- комфорт. Компромиссный вариант.
Нажмите, для открытия спойлера
Нажмите, для закрытия спойлера
Мягкий центр.
Все эффекты присутствуют, но ненавязчиво, без дребезга.
Работает мягко и аккуратно. Если где-то и стукнет, то это основной эффект, и от него никуда не деться.
Профайл
Overal Effect Strength -101
Spring Effect Strength -0
Damper Effect Strength -100
Enable Centering Spring in Force Feedback Games – 0 (вкл)
Игровые настройки
Grain – 60-70 (в зависимости от автомобиля)
Filter - 20
Damping - 5
Kerb Effect - 20
Road Effect –20
Slip Effect - 9
Максимальная информативность.
Нажмите, для открытия спойлера
Нажмите, для закрытия спойлера
Квалификационный вариант.
С этим сетом можно на результат работать.
Мягкий центр.
Эффекты не несущие информацию отключены.
Профайл
Overal Effect Strength -101
Spring Effect Strength -0
Damper Effect Strength -100
Enable Centering Spring in Force Feedback Games – 0 (вкл)
Игровые настройки
Grain – 60-70 (в зависимости от автомобиля)
Filter - 0
Damping - 0
Kerb Effect - 20
Road Effect –0
Slip Effect – 9
Хард.
Нажмите, для открытия спойлера
Нажмите, для закрытия спойлера
Вариант для настоящих мужчин. Как водка с пивом
Выраженные эффекты, но без дребезга. Тяжелый руль.
Режется часть эффектов, но разве суровых челябинских мужиков это смущает?
Сет не для рекордов, но для тяжелой работы на трассе.
Профайл
Overal Effect Strength -90
Spring Effect Strength -0
Damper Effect Strength -100
Enable Centering Spring in Force Feedback Games – 9 (вкл) (на всякий случай)
Игровые настройки
Grain – 60-70 (в зависимости от автомобиля)
Filter - 90
Damping - 35
Kerb Effect - 35
Road Effect –35
Slip Effect - 9